Нацисты — это разновидность националистов. Короче говоря, все нацисты — националисты, но не все националисты — нацисты.
Националисты могут быть разных политических убеждений. Адольф Гитлер и его НСДАП были немецкими этнонационалистами. Бенито Муссолини и PFI были итальянскими культурными/гражданскими националистами. Руководители Британской империи и Соединенных Штатов в эпоху Манифеста Судьбы были империалистическими националистами.
В послевоенную эпоху были националистические государства всех видов. Титоистская Югославия была левым гражданско-националистическим государством. Франкистская Испания и ее идеологический преемник, Чили при Пиночете, были крайне правыми авторитарными националистами.
В современном мире Соединенные Штаты, Россия и Индия — очень гражданские националистические страны, склоняющиеся к правым политическим взглядам. Польша и Венгрия — правые националисты. Северная Корея — крайне левое государство, исповедующее корейский этнонационализм. Китай и Вьетнам — левые/государственные капиталистические государства с националистическим мировоззрением.
Человек может быть националистом, если он ставит интересы своей нации выше интересов других. Эта идея не ограничивается крайне правыми или сторонниками третьей позиции. Человек может быть центристом, левым или даже крайне левым и при этом оставаться националистом, потому что это лишь один из многих аспектов политической философии.
Ханна Арендт в книге «Истоки тоталитаризма» утверждает, что нацизм и национализм не только различны, но и противопоставлены друг другу. В национализме нация берет верх над государством. При нацизме партия и движение захватывают государство с целью установить контроль над нацией и посвятить каждый ее аспект стремлению к мировому господству.
Два основных различия между нацизмом и тоталитарными движениями в целом, включая коммунизм, и национализмом заключаются в том, что нацизм был нацелен на мировое господство, а не только на национальное благосостояние, и нацизм был нацелен на подчинение собственного населения — на доминирование во всех аспектах жизни всех людей. Его цели были не просто политическими; конечной целью было преобразование самого человечества.
Арендт считала, что для достижения цели тотального господства необходимо, чтобы тоталитарное движение или партия подрывали и в конечном итоге уничтожали национальное государство, а не укрепляли его, поскольку национальное государство является препятствием для тоталитарного господства. Это связано с тем, что национальным государствам требуются стабильные институты, сохраняющиеся при смене правительства и ограничивающие действия политической партии, находящейся у власти, — формальные институты, такие как предусмотренные конституцией политические органы и процедуры, а также менее осязаемые традиции, обычаи и органы власти, которые все стороны признают и которым они подчиняются. Все это должно быть уничтожено, если тоталитарное движение хочет взять под непосредственный контроль все аспекты жизни людей, как частной, так и общественной, и превратить их в инструмент мирового господства.
Отношения между нацией, государством, национализмом и популизмом, как их анализирует Арендт в «Истоках», сложны, и не стоит здесь вдаваться в них все. Тоталитарные движения стремились разрушить национальное государство, но они также возникли отчасти потому, что национальное государство уже находилось в упадке.
По мнению Арендт, между нацией и государством существует напряженность: это напряженность между людьми, которых объединяет общая история и язык, и государством как административным аппаратом, обеспечивающим соблюдение закона на определенной территории. Грубо говоря, в современном мире нация берет верх над государством в процессе, широко известном как национализм. В этом смысле национализм — это движение, призванное поставить государство с его монополией на законное применение силы на службу народу. То, что называется «популизмом», полагает Арендт, представляет собой особо упрощенное обращение к людям, особенно к людям, не имеющим большого опыта в политике, но бедственное положение которых делает их восприимчивыми к демагогическим призывам.
Национализм может привести к тоталитаризму, но он также может противостоять тоталитаризму. Опять же, история Арендт сложна, но в целом правильно будет сказать, что важным оплотом против тоталитаризма является предотвращение возникновения внепарламентских и внеправовых нападок на авторитет государства и его стабилизирующие и ограничивающие институты. Конечно, это не означает самовольного «зажатия» негосударственных организаций; напротив. Это означает укрепление легитимности государства в глазах его граждан, чтобы «работа в системе» казалась (и является) на сегодняшний день наиболее эффективным методом обеспечения их интересов.